www.gosuslugi.ru
Невзоров Максим Иванович
Максим Иванович Невзоров (1763-1827) – русский писатель и журналист. Родился в Рязанской губернии, закончил Рязанскую духовную семинарию, получил юридическое и медицинское образование в Московском университете, затем продолжал его в Европе. В студенческие годы вошел в масонскую ложу, своим духовным наставником считал И.В.Лопухина, одного из видных русских масонов. Работал в типографии Московского университета, некоторое время ее руководил. В 1807-1815 годах издавал журнал «Друг юношества». Это издание было нацелено на духовно-религиозное воспитание юного читателя. Как поэт Невзоров стал автором нескольких гимнов и од, наполненных библейским содержанием. В последние годы Невзоров активно проповедовал нравственную жизнь, масонские идеи, толковал Евангелие, отступая от канонических подходов, умер в бедности.
Его записки «Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 году» создано в форме писем, в чем полемически ассоциируется с популярными в те дни «Письмами русского путешественника» Н.М.Карамзина. Невзорова взял с собою, отправившись в Поволжье с сенаторской ревизией для осмотра Казанской, Вятской и Оренбургской губерний, В.И..Лопухин (гос.деятель и массон). Они проехали по существовавшему тогда маршруту почтового тракта из Москвы в Казань через Нижний Новгород.
Приведем его письмо с небольшими сокращениями, которое он посвятил Васильсурску.
ПИСЬМО 11
Василь-Сурск
Генварь
«Народные наши стихотворцы в старинной песне, до нас дошедшей, описывают Суру-реку таким образом, что течет она тихонько, донышко у нее серебряное, круты бережки позолоченные. Мы обедаем теперь на берегу ее в самом том месте, где она впадает в Волгу, и по причине зимы , покрывшей ее равно с другими реками и горами серебряным снегом, не можем свидетельствовать, справедливо ли сие феическое описание, а можем только сказать, что в ней ловят золотых стерлядей, вкусом очень превосходных.
Василь-Сурск небольшой городок Нижегородской губернии, из которого имею честь писать теперь, лежит при устье сей реки на правом берегу ее и Волги. Он построен повелением великого князя Василья Ивановича, родителя казанского завоевателя, в 1523 году и как от строителя, так и от местоположения заимствует имя свое. Некоторые думают, что на сем месте был прежде старинный город Бряхимов; но другие, может быть, лучшие причины имеют, назначая место древнего сего города пониже устья реки Камы, где есть и поныне великолепные остатки, состоящие из башен, молебных храмов, домов и гробниц. Он построен князем Василием Ивановичем после того… < > Сначала, может быть, он служил преградою набегом татарским и московским воинам убежищем и магазином имел какие-нибудь укрепления, так как и говорят, что около его был земляной вал; но ныне ничего не видно. Церковь в нем одна деревянная и домов обывательских около полутораста, которые небогатым строением своим так мало похожи на городские, что крестьяне здешних сел, довольно хорошо по русскому образцу обстроенных, с некоторыми насмешками поставляют их в пример худых строений. – Жители его промышляют хлебопашеством и нанимаются под своз товаров по Волге, - Герб оного, изображающий основание корабельной кормы в золотом поле, что в окрестностях его довольно корабельного леса. Впрочем, в сем городке нет ничего примечательного, кроме имени, оставшегося памятником истории и начинающей славы России».
Литература:
Максим Невзоров //Путешественники /Сост.Н.В.Морохин, Д.Г.Павлов. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2009. – С.176-196.